Аграрии собрали уже более 30 млн. т зерна и ощутили нехватку мощностей для хранения еще не собранных культур, в частности кукурузы. По последним данным Минагропрода, в Украине собрано около 34 млн. т зерна. Преимущественно это пшеница и ячмень — их уборка фактически завершена, как и закладка на хранение в элеваторах. С учетом переходных остатков, опубликованных «АПК-Информ» на уровне 4 млн. т, оба урожая (старый и новый) составляют 38 млн. т. Казус состоит в том, что элеваторные мощности Украины позволяют единовременно хранить не более 34 млн. т. Соответственно, возникает вопрос, где хранить и доводить до кондиции еще не менее 14 млн. т зерна, которое будет убрано, исходя из прогнозов урожая на уровне 48 млн. т? Дефицит элеваторных мощностей составляет при нынешнем урожае (с переходными остатками) около 20 млн. т.

Особенно остро эта проблема коснется кукурузы. В августе-сентябре как раз проходит плановая уборка этой культуры. Получается, этот урожай некуда собирать? Тем более что многие эксперты считают его рекордным, а значит, потерь не избежать необходимы дополнительные мощности по хранению. «Рекордный урожай кукурузы, который рассчитывают собрать в этом году украинские земледельцы, станет моментом истины для оценки состояния развития элеваторной отрасли Украины. Мы будем иметь напряжение из-за перегрузки мощностей по сушке кукурузы во время ее уборки»,— говорит генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК) Сергей Стоянов. По его словам, кукуруза не может обойти процесса сушки. Но для того, чтобы высушить нынешний богатый урожай, причастным к принятию кукурузы элеваторам необходимо будет работать в непрерывном круглосуточном режиме минимум три месяца. «Современными же технологическими возможностями для сушки может похвастаться, например, компания «Нибулон», которая способна за сутки просушить 72 тыс. т кукурузы, но такие примеры являются, скорее, исключением из правил. Поэтому в этом году всем нам придется «снять шляпу» перед компаниями, создавшими современные технологические комплексы по приемке и сушке кукурузы, которые позволят довести урожай этой культуры до кондиций высокого качества»,— констатирует аналитик.

По последним данным, «Нибулон» намерен в конце августа начать строить очередной элеватор в Киевской области в с. Дениховке (Тетеревский р-н). «Элеватор станет самым современным технологическим объектом в регионе. Ввод его в эксплуатацию, приближенность к нему аграриев позволит последним удешевить логистическую составляющую и увеличить прибыльность собственного производства»,— отмечается в сообщении компании. Ориентировочная стоимость объекта составит более 120 млн. грн. Мощности хранения пока не уточняются.

Гендиректор «Нибулона» Алексей Вадатурский еще в 2008 г. указывал на острую нехватку мощностей по хранению зерна и призывал инвестировать в этот сектор. Украина теряет миллионы на том, что не может довести зерно до кондиции, что отражается на качестве продукции и его цене соответственно. Также аграрии вынуждены продавать урожай в начале маркетингового сезона, когда на рынке устанавливаются минимальные цены из-за отсутствия мощности по хранению.

Ценовой перекос
Так было на протяжении последних трех лет. В этом сезоне мировой рынок подарил нашим аграриям шанс продать кукурузу, что называется, с колес, по очень благоприятным ценам. «В данный момент стоимость зерна кукурузы на мировых рынках превышает стоимость остальных видов зерна — ячменя и пшеницы в частности. Цена культуры в США, FOB, Мексиканский залив составляет $310 за тонну, на условиях FOB, Бордо, Франция она продается по $315 за тонну, в Украине, FOB, порты Черного моря кукуруза оценивается в $295-300 за тонну»,— рассказывает аналитик зерновых рынков ГИАЦ «Госвнешинформ» Александр Одосий. Он же для сравнения приводит стоимость продовольственной пшеницы в портах Черного моря Украины — $255-265/т. «Это ненормальный перекос в цене. Энергетическая ценность кукурузы при производстве комбикормов выше, чем у фуражной пшеницы, но разрыв цен, по оценкам аналитиков, не должен превышать $25-30 за тонну . Думаю, вскоре стоимость кукурузы должна снизиться, ввиду поступления на рынок нового урожая, хоть и не существенно»,— полагает аналитик.

Сильно обвалиться ценам на кукурузу не дают мировые прогнозы. По данным Минсельхоза США, недопроизводство культуры внутри страны составит 14 млн. т, а прошлогодние запасы не позволят решить проблему недостатка культуры. Животноводы уже сейчас испытывают дефицит кормов. В то же время рынок должен как-то отреагировать на высокую стоимость кукурузы и ее недостаток.

По словам Александра Одосия, Саудовская Аравия, доминирующий покупатель ячменя в мире, после того, как его стоимость в связи с нехваткой объемов достигла две недели назад $295-300 за тонну, пришла к решению начать закупки фуражной пшеницы. «Украина даже воспользовалась этой переориентацией и успела продать стране 300 тыс. т фуражной пшеницы по цене $245-250/т, что близко от цены на российскую мукомольную пшеницу»,— говорит эксперт. Он не исключает, что в животноводстве Америки также изыщут технологию, которая позволит переключиться хотя бы частично на применение фуражных сортов другого зерна. Это затрудняет возможность прогнозировать стоимость кукурузы на ближайшие три месяца, полагает господин Одосий.

Внутренние препятствия
Несмотря на существующий перекос по ценам на кукурузу в мире и риск его корректировки, Фортуна пока улыбается фермерам, и они могут не придерживать это зерно с целью продать его подороже позднее. Ведь сейчас цена довольно благоприятная при себестоимости кукурузы на уровне $200 за тонну. Единственное «но» — зерно надо досушить. Сделать это можно на частных элеваторах у трейдеров в условиях дефицита мощностей, но и здесь возникает проблема. Введенные государством пошлины на экспорт ячменя, пшеницы и кукурузы, а также отмена возмещения НДС зернотрейдерам приводят к тому, что фермер теряет большие деньги при продаже кукурузы посредникам. По оценкам Александра Одосия, утраты составляют до 30% от рыночной стоимости каждой тонны зерна. В масштабах всего урожая аграрию эта экспортная кампания выльется в потерю 18 млрд. грн., утверждает Сергей Стоянов.

Как фермеры борются с вызовами
По опыту прошлых лет, который подсказывает, что продавать зерно лучше все-таки во второй половине маркетингового года (с июля 2012 г.), аграрии ищут пути, как сохранить зерно до наиболее благоприятного ценового периода в мире. «Сегодня товаропроизводители придерживают урожай в ожидании лучших цен из-за невозможности свести концы с концами. Хилый экспорт, который мы имеем сегодня,— это, с одной стороны, свидетельство их неготовности продавать зерно за бесценок, а с другой — попытка самостоятельно управлять своими ценовыми рисками, чего нельзя не приветствовать»,— анализирует поведение крестьян Сергей Стоянов. Кроме того, аграрии пытаются заключить форвардные контракты на зерно. «Имеет место практика заключения таких договоров с поставкой даже в январе,— говорит Александр Одосий.— Таким образом, операторы идут навстречу фермерам, несколько завышая стоимость зерна, чтобы выкупить его сейчас и продать по благоприятной цене потом. Они же пересматривают стоимость поставок на конечные рынки».

Но выманить зерно у крестьян все же не получается, судя по темпам экспорта. Так, по словам господина Стоянова, поставки зерна за рубеж в начале сезона не достигли и 1 млн. т. В июле экспорт составил 380 тыс. т, с начала августа было отгружено 580 тыс. т. Украинские перевалочные мощности позволяют ежемесячно поставлять за рубеж более 2 млн. т зерна. Россия на данный момент уже продала на мировой рынок 3 млн. т зерна.

Экономические известия