Государство наконец-то готово дать гражданам право распоряжаться своей землей. Это должно стимулировать развитие сельского хозяйства в Украине, а также стимулировать финансовый рынок к развитию. Если урожаи будут хорошими, правительству не придется ограничивать экспорт зерна, и производители и зернотрейдеры смогут получать достойную прибыль. Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу UBR рассказал первый заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Николай Безуглый.

UBR: Итак, Кабмин одобрил законопроект “О рынке земли”. Расскажите, какие интересные нормы, нюансы, еще остались незамеченными в этом законопроекте.

Н.Б: Все желающие могут ознакомиться с текстом законопроекта – он вывешен на сайте Министерства аграрной политики, на сайте Национальной Академии аграрных наук и на сайте Государственного агентства земельных ресурсов. Проблем с доступом к этому документу нет, и никаких тайн от общественности у нас тоже нет. Этот законопроект – взвешенный. Он учитывает ситуацию, сложившуюся в обществе в целом и в аграрном бизнесе в частности. Многие вопросы уже обсуждались, поэтому мне будет трудно выделить какие-то основные вещи. С нашей точки зрения, очень мало говорится об экономических последствиях этого документа для сельского хозяйства, для всего агропродовольственного комплекса. Главной экономической составляющей земельной реформы является улучшение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и использования земли как товара для радикального изменения в системе кредитования.

UBR: Сейчас акты на землю имеют примерно 6, 5 млн. украинцев, и площадь, которой они владеют, достигает 28 млн. гектаров. По вашим прогнозам, сколько земли продадут после отмены моратория?

Н.Б: С моей точки зрения, не более 10-12% Это в первый год, когда ожидается наибольшее движение земли. Отсутствие длительное время земельной реформы, накопило ряд проблем в селе. Большое количество людей выехало из сельской местности, а их родственники еще не унаследовали землю. Значительная часть людей вообще покинула пределы нашего государства, поэтому они будут продавать землю. А крестьяне, по крайней мере, подавляющее их большинство, продавать землю не будут. Тем более что купля-продажа земли ограничена только физическими лицами, фермерами, государством и территориальными общинами. И согласно нашему анализу, эти физические и юридические лица пока не намерены покупать много земель.

UBR: Какие цели ставило перед собой Министерство аграрной политики как идеолог этого законопроекта? Вы хотите, чтобы украинцы продавали землю?

Н.Б: Безусловно, нет. Я лично убежден, что преобладающими отношениями в земельной сфере будет аренда земли. Для того чтобы обрабатывать землю, не нужно быть ее владельцем. В Украине еще не одно десятилетие аренда земли будет основой аграрного производства. Но граждане должны иметь возможность реализовать конституционное право распоряжаться своей собственностью (а земля – это их частная собственность). И второе – надо сделать землю товаром, привлечь ее к товарообороту, и иметь возможность, если ты – собственник земли, то использовать ипотечное кредитование, если ты арендуешь землю – использовать право аренды для получения кредита в свое сельхозпредприятие.

UBR: То есть в банке можно будет заставить не только землю, но и право на аренду земли?

Н.Б: Совершенно верно. Мы предусмотрели одним из разделов закона “О рынке земель” право аренды в качестве залога для банка.

UBR: А что по поводу цены аренды? Президент Земельного союза Украины Андрей Кошиль говорит, что сейчас цена аренды одного гектара в среднем равняется 300 гривнам. Эту цену надо повышать, но не настолько, чтобы аграрный бизнес не мог ее платить.

Н.Б: Безусловно, мы учли все позиции. На сегодня, средняя цена аренды по Украине составляет 316 гривен за гектар, но она не индексировалась в течение уже нескольких лет, даже посткризисных. Мы понимаем, что свою роль сыграла и инфляция, поэтому, одной из мер земельной реформы предусмотрено изменение нормативной оценки земли. Ее стоимость вырастет примерно на 70%. Если сейчас нормативная оценка гектара земли по Украине составляет 11 тыс. 300 гривен, то после оценки она будет составлять 19 тыс. 900 гривен.

UBR: Это нормативная оценка, а реальная цена аренды сейчас 300 гривен…

Н.Б: Вопрос в том, чтобы размер арендной платы начисляется не менее 3% от нормативной оценки. Поэтому, средняя арендная плата будет по Украине не менее 600 гривен за гектар именно такой политики ожидает финансовый рынок. Это сумма является абсолютно приемлема для аграрного бизнеса. На сегодня есть бизнесмены, которые платят и 1000 и 1200 гривен за гектар арендной платы при тех ценах, которые вышли на рынке. Я напомню, что цена 300 гривен была и тогда, когда тонна пшеницы стоила меньше 1 тысячи гривен. На сегодня цена тонны пшеницы – 2100 – 2200 гривен. Поэтому, 600 гривен является абсолютно приемлемым.

UBR: Кроме законопроектов о рынке земли и о земельном кадастре, вы еще готовите еще какие-то принципиальные изменения. Какие еще законы будете переписывать?

Н.Б: Будут внесены изменения в некоторые действующие законы, в том числе и в жд калькулятор, потому что закон о рынке земель является всеобъемлющим документом, который требует внесения изменений и в Земельный кодекс, и в Гражданский, и в Административный. Кроме этого мы предусматриваем ряд законов, которые будут завершать непосредственно земельную реформу. В первую очередь, это закон “О земельном кадастре”. Он уже принят в первом чтении Верховной Радой, и, я думаю, на последнем сессионной неделе, он будет принят во втором чтении. Сначала надо обеспечить прозрачный, понятный учет земель, а потом уже организовать сам рынок земель. Также предусмотрено принятие закона о повышении ответственности за сохранение плодородия почв, где будут соответствующие административные и финансовые наказания тем, кто не хранит плодородие наших почв. Но, важнейшей составляющей всей аграрной реформы есть ряд экономических законов, они будут сконцентрированы в 2 наших основных законопроектах. Это – Закон “О сельском хозяйстве” и Закон “О продовольственной безопасности”. В Законе “О продовольственной безопасности”, если очень коротко, принципиально будет то, что мы предлагаем ввести доплату социально незащищенным слоям населения с тем, чтобы они имели возможность приобрести социально значимые продукты по меньшим ценам, а Закон “О сельском хозяйстве”, в первую очередь, это – принципы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, и законодательное утверждение аграрного паспорта района, где будет структура посевных площадей, севообороты, минимальная плотность поголовья, то есть, правила уже для сельхозтоваропроизводителей, которые будут обрабатывать украинскую землю.

UBR: Одними из немалых игроков на аграрном рынке являются зернотрейдеры. Они сейчас жалуются на недополученные прибыли, говорят, что в связи с запоздалым открытием границ трейдеры очень потеряли. Так же на получение прибыли влияет и некачественный жд калькулятор, ведь при расчете цен на доставку зерна железнодорожным транспортом иногда завышаются жд платежи.

Н.Б: То, что потеряли трейдеры, в первую очередь, обусловлено тем, что Украина в прошлом году собрала менее 39 миллионов тонн зерна. Если учесть, что наше внутреннее потребление – 26 миллионов тонн, то мы могли позволить экспортировать только 13 миллионов тонн. А мощности инфраструктуры рынка таковы, что зернотрейдеры могли бы экспортировать 25 – 26 миллионов тонн. У государства не было выбора, или мы Украину оставили бы без зерна, дефицит зерна во всем мире чрезвычайно большой и никаких проблем с экспортом зерна текущего урожая, который будет намного лучше, мы в Министерстве не усматриваем.

UBR: Значит, сейчас Минагрополитики не прогнозирует каких-то ограничений на новый урожай.

Н.Б: Именно по инициативе нашего Министерства были отменены квоты сначала на кукурузу, а затем на ячмень и на пшеницу. Никаких дополнительных мероприятий, по ограничению объемов экспорта министерство предлагать не будет. По нашим расчетам, будущий урожай будет таким, что он обеспечит, как внутреннюю продовольственную безопасность в полном объеме, так и позволит на все 100% использовать инфраструктуру зернового рынка, чтобы дать зернотрейдерам максимально в этом году экспортировать зерновые культуры. Так же для достижения максимальной прибыли экспортеров пересмотрены тарифы по жд калькулятору уже сейчас министерство путей рассматривает внесение изменений в расчет стоимости экспорта зерновых.

UBR: Вы просчитывали те риски, те убытки, которые государство недополучило из-за введения квот? Я имею в виду, что поступило меньше валютной выручки, а это влияет на курс гривны. Кроме того, меньше поступило доходов в бюджет…

Н.Б: Напомню, что в 2000-2003 года, когда в Украине тоже был недостаток зерна, правительство позволило зернотрейдерам вывести столько зерна, сколько они хотели, а потом пришлось закупать зерно втридорога. Я считаю, что правительство приняло абсолютно адекватные меры по обеспечению продовольственной безопасности нашего государства. Кстати, именно так поступают какие – либо другие государства в том случае, если они видят определенную угрозу продовольственной безопасности. И второй важный элемент. Несмотря на то, что мировой кризис продолжается, в том числе и в Европе, за первое полугодие цены ни на хлеб и хлебобулочные изделия, ни на продукцию животноводства в Украине не увеличилось. Даже была тенденции по снижению цен на свинину и яйца. Это благодаря тому, что правительство приняло адекватные меры, правильно проанализировав баланс производства и потребления зерновых культур в стране. Что касается интересов зернотрейдеров, то я считаю, они заработали меньше, чем хотели, но в целом Украина выиграла от этого.

UBR: Трейдеры говорят, что будут уменьшать закупочную цену зерна, ибо понесли потери из-за квот. Не пострадают ли сейчас производители зерна?

Н.Б: Во-первых, среди зернотрейдеров сейчас присутствует определенная конкуренция. Поэтому зернотрейдеры, которые не имеют достаточных оборотных средств, но хотят подешевле купить зерно, вряд ли смогут это сделать. На рынке есть мощные игроки, у которых достаточно оборотных средств, – они будут покупать зерно. В мире – дефицит зерна. Если Украина будет производить 80 млн. тонн, как мы планируем через 5-6 лет, все излишки зерна будут экспортированы. Недавно закончилась выставка Агро- 2011, где было 11 правительственных делегаций, из них 7 вели переговоры о закупке зерна на межправительственном уровне. Я не вижу проблем с реализацией зерна.

UBR: Началась зерноуборочная компания. Создан специальный штаб, для оказания практической помощи регионам в сборе и хранении урожая. Как именно будете помогать аграриям?

Н.Б: Цель штаба – помочь сельхозпроизводителям эффективно использовать ту технику уборочную, которая есть. К большому сожалению, наше государство имеет большой дефицит зерноуборочной техники. У нас нагрузка на один комбайн в два раза больше, чем даже в соседней России, и в 3-4 раза больше, чем в европейских или северо-американских странах.

UBR: Как же вы намерены помогать?

Н.Б: В первую очередь, мы организовали маневр техники. У нас жатва в Украине растянута во времени: от Крыма до Полесья идет смещенные на 15-20 суток. Благодаря этому производится межрегиональный маневр техники. Кроме того есть и внутренний региональный маневр, и обмен техникой между хозяйствами. Есть хозяйства, которые могут обмолотить свои поля за 10 суток и поставить комбайны на ток, а мы проводим организационную работу, чтобы эти комбайны пошли работать на соседние поля. Благодаря этому, мы планируем сократить сроки уборки хотя бы на 30%. Но все-равно от определенной потери урожая из-за изношенности комбайном парка, его дефицит, мы не получим. Государство, за собственные средства в государственной зерновой кампании создала мощный отряд из 500 комбайнов, которые сейчас все работают в южных регионах, а затем, по мере созревания урожая, будут продвигаться на север, это – также одна из конкретных пособий. Кроме того, есть другие важные вопросы, сотрудничество с Министерством чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, сотрудничество с органами ГАИ, о передвижении этих комбайнов по трассам и многие другие вещи: подготовка хлебоприемных пунктов, организация работы портов, железной дороги. Работы штаба хватает, мы заседаем дважды в неделю.

UBR: Какой официальный прогноз урожая на этот год? Эксперты прогнозировали 45 миллионов тонн, но уже сейчас говорят, что будет на 3 млн. тонн меньше – 42 млн. тонн.

Н.Б: Министерство аграрной политики не имеет официального прогноза, потому что у нас нет инструментов , позволяющих определять биологическую урожайность. Такие инструменты есть во всех цивилизованных странах, а у нас нет. Но все-таки, безусловно, мы отслеживаем экспертные прогнозы урожая. По данным наших областных управлений агропромышленного развития, мы намолотом около 45 миллионов тонн зерна. Это совпадает с прогнозом украинского Гидрометцентра. Я лично как ученый занимаюсь прогнозами уже не первый год, и, как правило, они соответствуют действительности с точностью до 5%. Я думаю, что урожай будет выше.

Финансовые инструменты

Украинский Бизнес Ресурс